Среда, 24.04.2024, 12:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развития творчества

детей и юношества 

им. А. Гайдара

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Друг
  • Друг
  • Друг
  • Друг
  • Друг
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Психологические особенности современных детей-дошкольников 

    Дети,  появившиеся  на  свет  в  конце  XX  –  начале  XXI   века,  растут  в    иных  экономических,  социальных  и  культурных  реалиях,  нежели  росли    старшие  поколения.  Существенное  изменение  содержания  детской  жизни  отмечают  детские  психологи  и педагоги  практически  всех  экономически  развитых  стран.

    Авторы различных психологических и социологических исследований с тревогой обсуждают происходящее  буквально  на  глазах  разрушение  традиционных  форм детского  бытия  – исчезновение так называемого детского сообщества,     рост приоритета   раннего обучения в ущерб свободной детской игре,  распад самой игры.

     Для  нашей  страны  эти  перемены  во  многом  связаны  со  сменой  общественно-экономической формации, переходом от  социализма и соответствующих ему экономических и  социальных  общественных  отношений  к  рыночной  экономике, которой сопутствуют значительное материальное расслоение населения,  индивидуализация  социальной  жизни,  меньшая  регламентированность  частной  жизни  граждан  со  стороны  общественных институтов.  Новые социально-экономические реалии   существенным образом повлияли на сферу  семейных  отношений,  прежде  всего  отношений  между  родителями  и  детьми.  В условиях, когда государство перестало жестко нормировать стандарты жизни, ограничивать и  регулировать  уровень  доходов  населения,  у  людей,  особенно  молодых,  появилось естественное  стремление  и,  вместе  с  тем,  возможность  больше  работать  и  зарабатывать, повышать уровень жизни своей семьи, создавать   своим детям более качественные условия развития и образования.
     
    Верхние позиции в иерархии семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям  наилучшие возможности для  получения  образования,  дать  им  так  называемый  «хороший  старт».    Вместе  с  тем заметно  снизилась  ценность  детско-родительского  общения,  совместного времяпрепровождения,  домашних  традиций  и  обычаев,  семейного  единения. На  все  это  у взрослых  членов  семьи  нет  ни  времени,  ни  сил,  совместная  жизнь  со  своими  детьми перестала  быть  интересной  современным молодым  родителям.  Забота  о  развитии  ребенка все  чаще  передается  профессиональным  педагогам  –  няням,  воспитателям  детских  садов, специалистам  дополнительного  образования,  школьным  учителям или частным гувернерам.
    Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал  стремительный рост новых технологий,  в первую очередь – информационных. Передовые информационные технологии, позволяющие людям  осуществлять практически все социальные функции,  не вступая в личные контакты, привели к  существенным  изменениям  одной  из  важнейших  сфер  человеческого  бытия  – коммуникативной.

    Современный  мир  –  это  единое  информационное  пространство,  не  имеющее государственных  и  даже  языковых  границ.  Любое  событие,  происшествие,  достижение, новшество сразу же становится достоянием мирового сообщества.

    Все  это  в  полной  мере  относится  и  к  детской  культуре.  Все  меньше  места  в  ней  остается  традиционным  для  нашей  страны  играм  и  игрушкам,  книгам  и  фильмам, национальным героям и персонажам. Подавляющее большинство игрушек, которыми играют современные дети всего мира, произведено в Китае, будь то кукла, мягкая игрушка, оружие, машинка, конструктор,  электронная игрушка.  Кстати,  то же  самое  относится и  к детской одежде.
    Унификация детского имущества формирует унифицированные эталоны  восприятия,  единые  стандарты  и  ценности.  Процесс  экономической  глобализации,  охвативший цивилизованный  мир,  с  неизбежностью  затронул  и  детство.    Продукция    для  детей,  как материальная, так и духовная,  успешно реализуется не только там, где  ее производят, но и в  других  странах.

    Наряду  с определенными преимуществами  современных  детей перед их  сверстниками прошлых  лет,  их  очевидной  технической  сноровкой,  умением  понимать  язык  современных    технологий, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям,  нельзя не замечать и тех потерь, которыми они  расплатились  за  достижения  научно-технического  прогресса.    Многочисленными исследованиями  показано,  что  уровень  психологической  зрелости  современных дошкольников, стоящих на пороге школы, заметно ниже того уровня, которого достигали их ровесники 30 лет назад.   Значительная часть поступающих в школу детей не дотягивает до требуемого социального норматива  первоклассника.   По-видимому,    мы  имеем дело со сложной проблемой, связанной с тем, что все обстоятельства жизни   современного дошкольника  создают  модель  социализации,  несовпадающую с моделью социализации, задаваемой школой как социальным институтом.

     Сегодня  существуют  два  практически  противоположных  мнения  о  том,  что представляет собой современный дошкольник.  
     Современные дети в своем развитии намного опережают  своих сверстников прежних лет. Они  легко  управляются  со  сложными  техническими    устройствами, такими  как  компьютер,  мобильный  телефон,  домашняя  бытовая  электроника. Дети  располагают  достаточно обширными  знаниями  о  различных  сторонах  жизни  взрослых,    смотрят  много  теле-  и видеофильмов,  имеют опыт путешествий с родителями в другие города и страны, зачастую более  богатый,  нежели  многие  взрослые.  Конечно,  их  мало  занимают  сюжетно-ролевые игры,  но  разве  могут  эти  бесхитростные  игры  соперничать  по  своей  занимательности  с компьютерными играми, которые могут предложить ребенку любой сюжет и все мыслимые и немыслимые аксессуары для его реализации.
     
    Сегодня  дети  намного  раньше,  чем  прежде,  знакомятся  с  основами  грамоты  – чтением,  письмом,  счетом.    Уже  двухлетним  малышам  нетерпеливые  родители  покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках.  Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, и,  начиная примерно с 4-5 лет,  детей начинают интенсивно готовить  к школе.  Большинство шестилетних  детей  знают  буквы  и  цифры,  умеют  читать  по  слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления.  Для сравнения: 40-50 лет назад большинство семилетних детей поступали в школу практически неграмотными, что, правда, не препятствовало успешному освоению ими учебной программы.   Сегодня их внуки  знают  и  легко  делают  то,    что  сами  они  освоили  недавно    и  с    большим  трудом, например,    навыки  пользования  электронной  техникой.  Разнообразные  электронные устройства, в том числе и игрушки,  окружают современных детей с самого рождения,  и они начинают пользоваться ими так же легко и естественно, как нынешние взрослые учились в свое  время  пользоваться  электроприборами.   Своеобразный  язык,  на  котором  электроника «общается»  с  нами,  труден  для  освоения  только  взрослым  людям,  а  дети  овладевают  им органично, одновременно со всей лексикой современного им языка.

    Наряду  с  сильными  сторонами  в  развитии  современных дошкольников отмечают и слабые. К ним они относят,  прежде всего, физическое здоровье и развитие,  слабость  произвольной  сферы, недостаточное  развитие  связной  речи,  неумение  слушать  и  слышать  другого  человека,  не только  сверстника, но и  взрослого. Воспитатели  с большим  стажем  работы более скептично  относятся  к  осведомленности современных детей: «Много знают, но не того, что нужно».
    Психологические  обследования  старших  дошкольников,  будущих  первоклассников, показывают,  что  сегодня  к  концу  дошкольного  возраста  многие  из  них  не  достигают  того уровня  психологической  и  личностной  зрелости,  который  необходим  для  успешного перехода  на  следующий  –  школьный    –  этап  жизни. 
      
    Так,  познавательное  развитие современных  дошкольников  заметно  отличается  от  того,    что  рассматривалось  в  качестве возрастной  нормы  еще  15-20  лет  назад.
    Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно,  недостаточная  развитость  слухового  восприятия  и  понимания,  более низкий  уровень  речевого  развития,  несовершенство  коммуникативных  умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы.

     Речевое  развитие. Психологи,  педагоги,  логопеды,  педиатры    отмечают  стабильно высокий уровень  темповых  задержек речевого развития у детей от 1  года до 5 лет, причем проблема  современного  дошкольника    в  том,  что  он  имеет  не  отдельное  нарушение структурного компонента речи (например, звукопроизношения), а комплексное отставание в развитии  речевых  компонентов.    Если  в  середине  70-х  годов  ХХ  века  дефицит  речи наблюдался  только  у  4%  детей  среднего  дошкольного  возраста,  то  сегодня  специальная логопедическая  помощь  нужна  практически  каждой  группе  детского  сада.
     
    Развитие  воображения.   Воображение  является  главным  новообразованием дошкольного  детства,  ответственным,  по  словам  Л.С.Выготского,  за  специфическое  для данного  возраста  отношение  между  ребенком  и  социальной  действительностью.
    Воображение  задает  социальную  ситуацию  развития,    именно  оно  определяет  дальнейший характер  познавательного  и  личностного  развития  ребенка.  Появление  у  ребенка способности к созданию мнимых ситуаций, ситуаций  «как будто» свидетельствует не  только  о  его  готовности  к  игре,  но,  в  первую  очередь,  о  начале  активного  познания  и освоения  окружающего  мира  в  доступных,  максимально  адекватных  его  познавательным возможностям формах.  Основной деятельностью, которая обеспечивает наилучшие условия для развития воображения, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.

    Однако  сегодня  практически  всеми  психологами  и  педагогами    фиксируется значительное    снижение  игровой  активности  детей  и  более  низкий  уровень  развития  их игровой деятельности по сравнению с нормами второй половины ХХ века.

    Чем  поддерживается  свойственное  детям  стремление  к  игре,  возникающее  в определенном  возрасте  как  насущная  потребность  детства?  Только  ли  социальная мотивация, то есть желание приблизиться к недоступному миру взрослых,   делает игру той самой  ведущей деятельностью дошкольного  возраста,   которая  создает наилучшие  условия для  психического  и    личностного  развития  ребенка? По-видимому,  для  этого  игра  должна отвечать не  столько исторически переменчивым  социальным мотивам,  сколько конкретной задаче  психического  развития  ребенка  на  данном  возрастном  этапе,    сензитивности  этого периода  жизни    к  развитию  той  или  иной  психической  функции.    Это,  в  свою очередь, определяется как общим уровнем психического развития ребенка, так и востребованностью данной психологической способности в конкретных культурных условиях.

    Одной из причин снижения роли сюжетной   игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, приблизившее  ее  к  реальным  объектам  окружающего мира и  отнявшее, таким образом, у игры право на создание мнимой ситуации.   Игрушки воплощают все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует.

    То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется  компьютером: самолет, межпланетный корабль, гоночный болид, городские улицы, даже семейная жизнь и древняя  цивилизация.

    Другим фактором, препятствующим полноценному развитию  воображения,  является преобладание в арсенале детских развлечений разнообразной видеопродукции. Современные родители  легко  поддаются  рекламной  информации  о  возможностях  и  преимуществах  раннего развития ребенка посредством зрительных образов и впечатлений.   Маленькие дети много  времени  проводят  перед  телевизором: мультфильмы,  «полезные      образовательные» телевизионные программы, а то и просто яркие рекламные ролики способны надолго занять внимание малыша, освобождая тем самым его родителей от необходимости   читать сказки, рассказывать,    играть  в  игрушки.    Дошкольники  быстро  осваивают  и  несложные манипуляции с компьютером: научаются включать его, находить «свои» игрушки, запускать их, управлять с помощью нескольких клавиш действиями компьютерных персонажей.   Вся эта  видеоинформация  воспринимается  детьми  легче  и  быстрее,  чем  вербальная.  Она  не требует  работы  воображения,  более  того,  эти  готовые  образы,  яркие  и  разнообразные, превышают все возможности собственного продуктивного воображения ребенка.

    Характерной  особенностью  культурного  контекста  развития  современных  детей является  тот  факт,  что  любимые  книги,  любимые  персонажи,  любимые  сюжеты  принципиально  отличаются  от  того  материала,  с  которым    они  встречаются  в  «Азбуке»  и первых  «Книгах  для  чтения».      Учителя  начальной  школы  отмечают,  что  современные первоклассники  слабо  знакомы  со  сказками,  особенно  русскими:  от  них  остались  лишь смутные  воспоминания  раннего  детства.  Реалии,  в  которых  проистекают  эти  сказочные события, далеки от нынешних детей, а волшебства по сегодняшним меркам весьма скромны.

    Другим  последствием  широкого  внедрения  компьютерных  технологий  в  жизнь маленьких  детей  становится  искажение  их  сенсорного  опыта,  формирование  неверных сенсорных эталонов.  Повседневная  жизнь  естественным  образом  ограничивает  возможности  ребенка  познакомиться  со  всем  чувственным  многообразием  окружающего  мира.  Высокие технологии  позволяют  восполнить  этот  пробел,  предоставляя  в  распоряжение  ребенка электронные имитации разнообразных звуков, цветов,  предметов, животных и пр. Например,  компьютерная  программа  познакомит  малыша  со  звучанием  не  только пианино,    гитары  или  барабана,  но  и  скрипки,  флейты,  органа,  виолончели,  контрабаса, волынки.

    Педагогическая  готовность к школе. Овладение навыками чтения, письма и счета  также  относится  к  области  приоритетных  направлений  развития  детей  дошкольного возраста.   Сегодня  практически  все  поступающие  в  школу  дети  умеют  писать  печатными буквами,  а  некоторые  даже  и  курсивными.
    Социальное  взаимодействие.  Доминирование  компьютерных  развивающих  и обучающих программ  в  образовании  современных  дошкольников   приводит  к  деформации опыта  социального  взаимодействия  ребенка  со  взрослыми. 
    Компьютерная  программа настолько самодостаточна, что позволяет ребенку выполнять задания без помощи взрослых, ориентируясь  лишь  на  подкрепление  правильных шагов  или  невозможность  продвигаться дальше в случае неверных решений. Конечно, раскладывание последовательности картинок и  рассказ  по  ним  –  не  слишком  интересное  задание  для  малышей,  однако  гораздо  более полезное,  чем    молчаливое  раскладывание  тех  же  картинок  на  экране  компьютера, подкрепляемое не устным откликом  или  похвалой  взрослого, а бесхитростной  анимацией.
    Перед  ребенком  не  стоит  задача  вычленить  проблему  или  трудность,  с  которой  он сталкивается при   выполнении данного  задания, сформулировать свой вопрос к взрослому, услышать  и  понять  объяснения.   Методом  проб  и  ошибок  он  ведет   молчаливый  диалог  с «умной»  машиной,  делая  верные  или  неверные  выводы  относительно  принимаемых решений.
    Между  тем  важнейшим  условием  благополучного  психического  развития  ребенка является  его  совместная  со  взрослым  деятельность.    Именно  взрослый  знакомит ребенка  с предметным  содержанием  окружающих  его  вещей и  явлений,   именно  взрослый открывает    ребенку  способы  взаимодействия  с  окружающим миром,  именно  ко  взрослому обращено развитие познавательной потребности  ребенка.

    Снизился    уровень  нравственного  развития  дошкольников.  Многозначность  и многовариантность  современной  жизни  привели  к  размыванию  нравственных  ориентиров: дети  не всегда ясно понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо».

    Другой  особенностью  современных  дошкольников,  отмечаемой  воспитателями, является  повышенный  эгоцентризм.  В  определенной степени эгоцентризм характерен для детей дошкольного возраста, однако к 7 годам многие из  них  уже  способны  преодолеть  эгоцентрическую  позицию и  принять  во  внимание  точку зрения  другого  человека.  Преодоление  детского  эгоцентризма  является    одним  из  важнейших механизмов социализации в дошкольном возрасте.

    Таким  образом,  очевидно,  что  все  фиксируемые  сегодня  изменения  в психологическом  облике  дошкольника  (особенности  его  общения,  игровой  деятельности, личностного  развития,  готовности  к  школе),    причины  которых  видят  в  неправильной, неадекватной возрастным потребностям ребенка организации его жизни, свидетельствуют о принципиально ином характере его дошкольной социализации, нежели это было в ХХ веке.