Суббота, 20.04.2024, 11:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развития творчества

детей и юношества 

им. А. Гайдара

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Друг
  • Друг
  • Друг
  • Друг
  • Друг
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Игра и игрушка в жизни дошкольника

    Игрушки в жизни ребенка незаменимая вещь. Многие дети любят играть в мелкие игрушки и обязательно их должно быть много. Другие наоборот, предпочитают большие, мягкие, шумные и т.д. Есть дети, которые играют только своей любимой игрушкой. Как правило, такие дети чаще всего испытывают трудности в общении с другими детьми и взрослыми.

    В своих играх дети распределяют роли своим игрушкам, с ними разговаривают, им рассказывают свои «секреты». Родители, если вы внимательны, то из игры своего ребенка можно узнать очень многое. Например: как прошел его день в детском саду, кто ему нравится, с кем он дружит, как он скучал без вас, кому из взрослых подражает в своей игре и т.д. Задача родителей и воспитателей поддержать ребенка, подыграть ему, занять партнерскую позицию. Тем самым, дать возможность ребенку самому выстроить сюжет игры.

    Игра развивает ребенка. С помощью игры дети становятся более общительными, внимательными, послушными. В каждой игре устанавливаются какие-то правила. Это дисциплинирует ребят, приучает выполнять определенные требования, соблюдать последовательность. У ребенка появляются положительные коммуникативные качества.
    Невозможно представить жизнь маленького ребенка без фольклора. Это потешки, сказки, загадки, прибаутки. Таким образом, через устное народное творчество в жизнь маленького ребенка входит театрализованная игра.

    Театрализованная игровая деятельность детей – это прежде всего развитие речи ребенка. Маленькие дети учатся подражать животным, говорить как они, выполнять их движения и повадки. Эти игры учат детей доброте, сопереживать героям сказок, вызывают положительные эмоции. Хорошо, когда дети не просто представляют себя зайчиком или ежиком, а могут одеть на себя маску или костюм нужного героя.

    Для ребенка это счастье быть каким-то персонажем, а особенно супергероем.
    Дети хорошо понимают добро и каждый хочет быть положительным героем. Отрицательные роли дети играют крайне неохотно, или вовсе отказываются от них. Сюжетно-ролевая игра для ребенка, это не что иное, как знакомство с реальной жизнью.
    Дети получают навыки взаимодействия с другими детьми, приобретают организаторские способности, узнают новые профессии и их значимость для общества. Ребенок должен уметь играть в разные игры и в этом ему должны помочь взрослые. 
    Компьютерные игры помогают развивать абстрактное мышление. 
    Игры с конструктором учат усидчивости, творческому подходу, фантазии, мышлению.  Развивают мелкую моторику, что очень важно для умственного развития малыша. 

    Через настольно-печатные и дидактические игры ребенок познает окружающий мир. Начинает понимать, что природа и человек – это единое целое. 
    Через игрушку ребенок получает первые элементарные математические представления. Каких игрушек много, каких мало. Обращает внимание на цвет, форму, размер. Таким образом, на основе игры реализуются все задачи воспитания, развития и обучения детей.
    Пожелания родителям: быть больше в контакте со своим малышом, играть с ним, чувствовать его мир. Совместная игра с родителями приносит ребенку массу положительных эмоций, а это положительно сказывается и на его здоровье. Помните, что игра является фундаментом развития личности ребенка.
    Игры и игрушки ребенка тесно связаны между собой. Игрушка способствует появлению того или иного вида игры, и сама игра, в свою очередь, развиваясь, требует все новых игрушек. Игрушка должна быть эстетичной и гуманистичной, безопасной и экологичной, должна соответствовать возрастным особенностям и различным типам игры. 

    В младенческом возрасте игра носит предметно-манипулятивный характер и является способом познания окружающего мира и установления эмоционального контакта со взрослым. 
    В период раннего детства игра становится сюжетно-отобразительной – в ней ребенок воспроизводит хорошо знакомые действия и сюжеты из собственного опыта (кормление, купание, сон и т. п.). 
    Дошкольное детство – время расцвета игры. Основной ее вид – сюжетно-ролевой. Благодаря игре ребенок осваивает взрослый мир социальных отношений, жизненных ситуаций и профессиональных занятий. Помимо сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка лет с пяти-шести возникают новые игры на ловкость, сообразительность, скорость, игры с правилами, в которых он учится новому поведению, сдерживанию непосредственных порывов и желаний. В них присутствует соревновательный момент, они активизируют творческие способности, формируют практические навыки, словом, все то, что потребуется ребенку в школе. 
    Основным содержанием жизни младших школьников становится учеба, но игра тем не менее имеет важное значение. С ее помощью продолжают развиваться ум, сноровка, творчество, коммуникативные способности. Общение со сверстниками – главный смысл игры у младших подростков. Они с азартом проявляют в ней свои предпочтения, симпатии и антипатии, самоутверждаются, рискуют, соревнуются, соперничают, ссорятся и мирятся, учатся взаимодействовать и быть партнерами. 

    Наибольшей выразительностью, детальностью, реалистичностью, многообразием игрушки обладают в период дошкольного детства. Но уже в конце этого периода, в 6-7 лет, ребенок охотно начинает использовать в игре окружающие предметы, они в большей степени чем игрушки, позволяют проявиться фантазии и воображению. Один и тот же предмет претерпевает в игре множество превращений. Слова «как будто» звучат как волшебное заклинание, создавая особую атмосферу, сказочную реальность, где все возможно. 
    Попробуем теперь конкретно сопоставить типичные детские игрушки с тем или иным возрастным периодом жизни ребенка.

    Период новорожденности (0 - 1 месяц)
    Первые игрушки ребенка – погремушки. Они должны быть яркие, разнообразные по цвету и форме. Важно, чтобы среди них имелась игрушка с изображением черт человеческого лица – улыбающееся солнышко, куколка. Известно, что младенец особо выделяет человеческое лицо среди иных зрительных впечатлений. Рассматривание лица закладывает важную основу для будущего общения ребенка с людьми. В это время основными средствами контакта с миром являются рот, глаза и уши ребенка. На протяжении всего младенчества малыш будет тащить в рот любые попадающие под руку предметы. Естественно, следует позаботиться о безопасности и чистоте игрушек, обратив особое внимание на размер, форму и материал.

    Младенчество (1 месяц - 1 год)
    В 4-5 месяцев появляются целенаправленные хватательные движения. Рука становится одним из главных инструментов познания мира. Ребенок постоянно манипулирует с предметами, поэтому важно, чтобы игрушку удобно было брать, зажимать в кулачке, подносить ко рту. Различные зверюшки из пластмассы, резины и аналогичных материалов, которые можно подержать за хвост, лапы, уши, искупать в ванночке, которыми легко можно постучать по краю кроватки, надолго становятся любимыми предметами малыша. Играя с ребенком, взрослые должны показывать ему разнообразные способы общения с предметом – катать мяч, ставить друг на друга кубики, называя предметы и описывая словами свои действия. 
    Следующее полугодие жизни ребенка наполнено не только эмоциональным, но и так называемым "деловым" общением его со взрослым. 
    В 6-7 месяцев ребенок уже ждет сотрудничества. Он активно пользуется своими игрушками, но любимым занятием для него на всем протяжении второго полугодия становятся действия с предметами домашнего обихода и кухонной утварью (ложками, крышками, кружками, коробочками). Ребенок учится вкладывать мелкие предметы в более крупные, открывать-закрывать крышку коробочки, искать спрятанные предметы. 
    С 10-11 месяцев ребенок начинает постигать функциональные действия, пытаясь подражать действиям взрослых, используя предметы по их назначению – водить расческой по голове, катать машинку, укачивать куклу. Появляется интерес к зеркалу, который является важным элементом формирования представления о себе.

    Раннее детство (1 - 3 года)
    В этот период происходит усвоение функциональных действий. Типичные игрушки в это время – совочки, формочки, ведерки, пирамидки, тележки, которые можно везти за веревочку или толкать перед собой. Очень полезны занятия с различением формы и цвета. Игры постепенно приобретают сюжетно-отобразительный характер – накормить и убаюкать куклу, собрать сложную пирамидку, построить домик из кубиков. Игрушки должны быть простыми. Лучше, если у ребенка есть простой функциональный грузовичок, чем шикарная железная дорога, которую можно только рассматривать. 
    Плюшевые зверята очень любимы маленькими детьми. Пушистые и мягкие, они необыкновенно приятны ребенку в этот период. Ему легко идентифицироваться с маленьким зверенышем, который воспринимается вполне родным и близким. Ребенок привык, что мама ласково называет его самого то котенком, то зайчиком, то птенчиком. В играх и, соответственно, игрушках появляется половая дифференциация, хотя девочки еще с удовольствием нагружают и разгружают машинки брата, а мальчики нежно возятся с лохматым медвежонком.

    Дошкольное детство (3-7 лет)

    Игра становится ведущей деятельностью в жизни ребенка и приобретает отчетливый сюжетно-ролевой характер. Все многообразие игрушек приспособлено в основном для этого возраста. В это время появляются яркие отличия в игре мальчиков и девочек, и, даже играя вместе, они выполняют уже совершенно разные роли. 
    Куклы, кукольная мебель, посуда, бытовая утварь, наборы маленького доктора, парикмахера – обязательные предметы девчоночьей комнаты. В детской мальчика – машинки, кораблики, самолетики, конструкторы, солдатики, пушечки, танки, пистолеты, ружья. Каждое время приносит свои воинственные образы. В наши дни – это динозавры, роботы, герои триллеров, которые мирно уживаются в мальчишеской комнате с традиционными солдатиками. 
    Здесь возникает важный вопрос, насколько необходимы игрушки, способствующие проявлению и развитию детской агрессивности. Житейские ответы имеют две крайности. Первая – "что же это за мальчик, если он не стреляет, не бьет, не борется и не побеждает". Другая крайность – "у моего ребенка никогда не будет никакого оружия, я никогда не разрешу ему стрелять в живое". 

    Мы видим, что военные игрушки воспроизводятся снова и снова, отражая реальность, в которой имеют место войны, насилие, поражения и победы. Кроме того, хотим мы этого или нет, мальчики во всем мире предпочитают играть с машинкой и пистолетом, а не с куклой или заводной обезьянкой. Что же делать, если мы намерены считаться с реальностью, но хотим, чтобы ребенок рос добрым и человечным? Интересный ответ можно увидеть в пражском музее игрушки. 
    В этом музее целая экспозиция посвящена игрушкам периода первой мировой войны. Кроме стреляющих, марширующих, машущих саблями солдатиков там есть фигурки раненых, сестер милосердия, бойцов, оказывающих товарищу помощь: два солдата несут третьего, сестра бинтует голову раненому и т. п. Грозная реальность в детской игре не отменяется, но дополняется проявлениями взаимопомощи, сопереживания, жертвенности. 

    Взрослые, включаясь в детские игры, могут направлять их таким образом, чтобы деструктивные действия преобразовывались в безобидные или смешные: вместо взрыва – устроить салют; бороться – не с врагом, а со стихией, штормом, бурей; рисковать и отличиться – не в бою, а в опасном кругосветном путешествии. 
    Если в игре малышей предмет определяет ее сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметную обстановку в зависимости от выбранной темы. Они часто пользуются словом, жестом, заменяя необходимые по замыслу действия. В этом возрасте большое значение приобретают игрушки-атрибуты. Например, для капитана корабля важно иметь не корабль, а бинокль, кортик, фуражку. 

    Старший дошкольный возраст – это время подготовки к школе. Наряду с сюжетно-ролевой игрой здесь появляются учебные игры, способствующие развитию необходимых навыков: всевозможные мозаики, настольные игры с фишками, лото, лепка, рисование.

    Младшие школьники (7 - 12 лет)
    Именно последние из перечисленных игр получают дальнейшее развитие в младшем школьном возрасте. Настольные игры, развивающие мелкую моторику, сообразительность, память, внимание, предполагают сотрудничество детей между собой и вместе с тем несут в себе элемент соревнования. Они прекрасно дополняют ведущую деятельность этого возраста – учебу. 

    Среди младших школьников популярны подвижные спортивные игры. Их основные атрибуты – мяч, веревочка, битка, клюшка, ракетка. Подобные игры собирают большую компанию ребят, которые играют вместе не потому что дружат, а скорее дружат, потому что играют. 
    Дети этого возраста любят также что-то мастерить, выпиливать, выжигать, клеить. Они с увлечением мастерят подарки близким, устраивают домашние представления. В детских магазинах для них – разнообразные наборы для детского творчества. 
    Итак, в любом возрасте игра занимает особое место в жизни ребенка. Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

    Роль игры в развитии психики ребенка:
    1.    В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 
    2.    Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо". 
    3.    В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). 
    4.    Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 
    5.    В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). 
    Психологи утверждают: игра – это серьезно. Такое же отношение должно быть у взрослых к игрушке – ключевому элементу любой детской игры.

    Возрастное назначение.
    1. Воспитательное значение обусловлено их педагогической направленностью. Влияют на умственное, физическое и эстетическое развитие детей.
    a. Игрушки с первых дней жизни развивают осязание, координацию, дают первое представление о форме, цвете и размере (погремушки, подвески, матрёшки, кубики и т.д.)
    b. Игрушки для физического развития. Развивают силу, ловкость, меткость, координацию (обручи, скакалки, кегли, ружья, велосипеды).
    c. Образно-сюжетные игрушки. Знакомят детей с окружающей средой (куклы, фигурки людей, животных и рыб, предметы домашнего обихода).
    d. Политехнические игрушки. Знакомят детей с наукой и техникой (конструкторы, модели машин, механизмов, и приборов, химические и электромонтажные наборы, электронные, магнитные, пневматические, радио и электродинамические игрушки).
    e. Знакомящие детей с трудовыми процессами (лопатки, грабли, предметы для детского технического творчества (наборы столярного и слесарного инструментов), переводные картинки, детские швейные машинки).
    f. Способствующие музыкальному и художественному развитию детей (детские музыкальные инструменты, театр кукол, альбомы для раскрашивания, пластилин, панорамы, ёлочные и карнавальные украшения).
    g. Игрушки-забавы (смешные, танцующие, прыгающие фигурки животных, сказочные персонажи, головоломки и фокусы.
    h. Настольные игры. Развивают наблюдательность, логическое мышление, смекалку, дисциплинированность, чувство коллективизма.

    2. Возрастное назначение. Связано с тем, что дети разных возрастов имеют разный уровень развития. По-разному проявляют интерес к окружающим предметам и явлениям, играют с теми игрушками, которые им близки и понятны. По возрастному назначению их делят на 3 вида: 1 - ясельные (до 3-х лет), 2 - дошкольные (от 3-х до 6-ти лет), 3 - школьные. Ясельные: 1 группа (до года) – погремушки, подвески, резиновые и пластмассовые игрушки небольшого размера, соответствующие размеру руки ребёнка.
    2 группа (до 2-х лет) – матрёшки, мячи, ходунки, прыгунки, пупсы.
    3 группа (до 3-х лет) – кольца, пирамиды, кубики с разрезными картинками, кони-качалки, трёхколёсные велосипеды, совки, лопатки, крупные мозаики, книги-игрушки.

    Дошкольные.
    – Простейшие музыкальные, игрушки-забавы, кукольная мебель и посуда,
    песочные наборы, велосипеды, транспортные игрушки, конструкторы-трансформеры, мозаика и др.
    – Игрушки с более сложной отделкой и конструкцией, мячи, кегли, железные дороги, тематические наборы («Детский сад», «Больница», «Магазин», «Барби» и др.), музыкальные и дидактические (обучающие) игрушки, карнавальные наборы, наборы цифр и букв, простейшие инструменты, настольные игры, книжки-панорамы, азбука, счётные палочки, велосипеды.

    Школьные.
    Конструкторы, сборно-разборные игрушки, наборы для выпиливания, городки, лыжи, санки, велосипеды, шахматы, шашки, электронные (компьютерные) игры, настольный теннис, наборы по радиотехнике, физике, химии, наборы для выжигания, чеканки, инструменты.
    3. Материал. Разделяют на: пластмассовые, деревянные, металлические, резиновые, мягконабивные и другие. Ёлочные игрушки и карнавальные принадлежности выделяют в особую группу, потому что их изготавливают из стекла с напылением, пластмасс, мишуры из металлического лавсана, картона, бумаги, и других материалов.
    – Пластмассовые имеют удельный вес, отличаются лёгкостью, изяществом, разнообразием форм, яркими цветами, хорошо моются. Они должны обладать высокими потребительскими свойствами: эстетическими, эргономическими, гигиеническими, надёжностью и безопасностью.
    – Металлические предназначены для всех групп, кроме самой младшей. Для их изготовления применяются различные сплавы цветных металлов.
    – Деревянные изготавливают из древесины лиственных и хвойных пород, листовой фанеры, ивового прута, а отделывают красками или прозрачными лаками. Резьбой, выжиганием, живописью и др.
    – Керамические представлены глазурованной майоликой (свистки, копилки).
    – Резиновые, изготовленные из натурального каучука, имеют ограниченное применение.
    – Надувные изготавливают из газонепроницаемой плёнки ПВХ методом СВЧ – сварки с контурным электродом.
    – Резиновые из силиконовой резины предназначены для детей ясельного возраста.
    – Мягконабивные изготавливают из искусственного и натурального меха, различных ворсовых тканей. Набивным материалом служат синтетическая вата, поролон, пластмассовые шарики.

    Воспитательное значение игрушек.
    1. Это обязательный спутник детских игр.
    2. Участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребёнка.
    3. Отвечают за потребности ребёнка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогают осуществить свой замысел. Войти в роль. Делают действия ребёнка реальными.
    4. Не редко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображения и чувства ребёнка.
    5. Приучают ребёнка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание. Вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества.
    6. Помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности.
    7. Способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей.
    8. Объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.
    9. Наиболее доступное детям произведение искусства.